История русских причесок

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Маковский. Женщина в кокошнике

Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Нагорный. Женщина в убрусе.

Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

Не просто коса

Женская причёска на Руси определялась семейным положением барышни. Незамужние девушки заплетали волосы в простую косу из трёх прядей. Когда же молодая особа начинала готовиться к браку, в её причёске появлялись яркие ленты, намекающие потенциальным женихам, что пора отправляться на сватовство.

Сама же коса играла существенную роль в своеобразном рейтинге невест. Чем она толще и длиннее, тем завиднее невеста. На Руси люди верили в сакральную силу волос и считали, что густота, длина и блеск женских локонов указывают на отменное здоровье и мудрость. Бывали случаи, когда для более выгодного замужества девушки вплетали в косу конские волосы. Однако если обман вскрывался, её с позором выгоняли из дома новоиспечённого супруга.

С распущенными волосами или, как говорили, «космачом» девушка могла появиться только на собственной свадьбе, демонстрируя окружающим, какая красавица досталась жениху. В состоятельных семьях волосы невест завивали крупными кольцами и украшали золотыми лентами, жемчугом и бисером.

Константин Маковский «Боярышня» (этюд к картине «Хмелем обсыпают», 1901)

После вступления в брак менялся не только образ жизни девушки, но и её причёска. Отныне она должна была плести две косы, символизирующие мужа и жену, которые навеки слились в одно целое. Косы укладывались вокруг головы и прятались под кокошник или убрус (полотно наподобие большого платка).

Ходить с непокрытой головой замужней девушке не дозволялось, так как это считалось распутством и грехом. Как раз с этих времён и пошло выражение «опростоволоситься» в значении опозорить и запятнать себя. Покрытая голова была символом замужества и того, что женщина чтит своего супруга, находится под его покровительством.

Даже случайно выбившаяся прядь могла покрыть позором женщину и всю её семью. Вот что пишет об этом В.И. Язвицкий, автор биографии Ивана III: «Густые волосы княгини сплели в две косы, туго перетянули, чтобы плотнее уложить под шёлковый волосник… Чтобы к великому сраму и греху ни одна прядь случайно не выбилась».

Григорий Кучин «Портрет неизвестной с высокой причёской» (1778)

Ссылка на основную публикацию