
Надежная память и острый ум — это не природные таланты, которые даются человеку при рождении. Современная наука скорее относит их к тем навыкам, которые вполне можно тренировать и развивать на протяжении всей жизни. А все благодаря нейропластичности — уникальной способности мозга изменяться, воздействовать на которую помогают особые упражнения и техники. Какие из них действительно работают, и как их применять — в материале РИА Новости.
Почему мозг нужно тренировать — даже если вы молоды
Мозг человека, как и тело, нуждается в регулярных тренировках для того, чтобы как можно дольше оставаться “в форме”: быстро и надолго запоминать новую информацию, легко обрабатывать и анализировать большой объем данных, концентрировать внимание на выполнении конкретных задач и так далее. А если человек долгое время выполняет лишь знакомые и привычные действия, то острота ума постепенно снижается (страдает память, скорость обработки новой информации, внимательность и другие не менее важные функции).
“Обучение является основным механизмом, запускающим образование новых нейронных связей. Чем разнообразнее задачи, которые решает мозг, чем активнее мы используем оба его полушария (желательно одновременно), тем более эффективны и креативны наши когнитивные и психоэмоциональные способности”, — говорит врач невролог и нейрофизиолог Наталия Савицкая, специалист платформы корпоративного благополучия “Понимаю”.Начинать такие тренировки рекомендуется уже с ранних лет, ведь именно в детстве мозг развивается наиболее активно, способность запоминать новое и, как следствие, выстраивать новые нейронные связи, наиболее высока, да и приспосабливаться к различным изменениям ему удается гораздо лучше, чем во взрослом возрасте. Все это часто называют одним словом — нейропластичность.
Ярким примером того, что при помощи различных когнитивных упражнений можно на самом деле изменить структуру мозга, являются шахматисты. Исследования, результаты которых были опубликованы в международном научном журнале Neuropsychologia, показали, что у профессиональных шахматистов плотность белого вещества в мозге заметно увеличена. А это, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных функций, например, памяти и вниманию.
Что такое нейропластичность и как она работает
Нейропластичностью называют способность человеческого мозга адаптироваться и меняться фактически на протяжении всей жизни. Это значит, что мозг не только может восстанавливаться после различных повреждений, но и постоянно формирует новые нейронные связи, а также обновляет существующие, что позволяет нам учиться, запоминать и успешно адаптироваться к новым условиям.
Именно нейропластичность позволяет человеку успешно изучать что-то новое (например, освоить иностранный язык или научиться играть на скрипке), совершенствовать память (она улучшается за счет усиления нейронных связей) и приспосабливаться к новым условиям и ситуациям. Именно это свойство нашего мозга лежит в основе разнообразных когнитивных упражнений.
Кому особенно нужны упражнения для мозга?
Тренировки для мозга не имеют возрастных ограничений. Такие упражнения полезно делать на протяжении всей жизни, начиная едва ли не с младенчества и продолжая даже в очень зрелом возрасте. По своему принципу гимнастика для улучшения памяти и мозговой деятельности одинакова как для детей, так и для взрослых, но имеет ряд особенностей.
Взрослые 25–45 лет: перегрузка информацией и забывчивость
На проблемы с памятью сегодня все чаще жалуются даже молодые люди. Напряженно вспоминать, куда накануне положил ключи от квартиры, забыть пароль от электронной почты или пин-код банковской карты, долго перебирать в уме все варианты, стараясь воскресить в памяти имя поприветстовавшего тебя коллеги — в подобных ситуациях хотя бы раз оказывались многие. Но если они начинают повторяться все чаще и чаще — это повод всерьез задуматься.
Подобная забывчивость — вовсе не проявление возрастных изменений. В большинстве случаев это — следствие когнитивной перегрузки, которую вызывает большой объем информации и сопутствующая этому тревожность.
“Свой негативный вклад также вносят дефицитарные состояния основных микронутриентов — недостаток железа, витамина Д3 — по сути нейростероидного гормона, йода, витаминов группы В и др. Вредные привычки, неправильный образ жизни (например, плохой сон, отсутствие физической активности или большое количество стресса) также могут значительно ухудшать функциональную активность мозга”, — добавляет Наталия Савицкая.
Пожилые 60+: профилактика деменции и поддержка памяти
Особое значение когнитивные упражнения приобретают для пожилых людей. Ведь с возрастом все процессы в человеческом организме замедляются, нейронные связи начинают ослабевать и часть когнитивных функций мозга постепенно утрачивается.
Если выполнять подобные тренировки регулярно, можно существенно снизить риск таких нарушений (по данным исследований — фактически на треть). К тому же это является весьма эффективным и безопасным методом профилактики деменции, замедления старения мозга и улучшения памяти. С возрастом мозг становится менее пластичным, и без регулярных упражнений он начинает терять свою функциональную активность. Упражнения помогают поддерживать нейронные связи и замедляют процессы старения мозга, а также улучшают настроение.
Студенты и школьники: концентрация перед экзаменами
Современным школьникам и студентам приходится иметь дело с большим объемом информации. В первую очередь — связанной с учебой, когда необходимо многое запомнить и переработать. Регулярные интеллектуальные нагрузки позволяют молодым людям более эффективно справляться с учебной программой, развивать память и критическое мышление, повышать внимание.
Вот только привычное для многих механическое запоминание (или «зубрежка») далеко не всегда становится лучшим способом подготовки к экзаменам. Гораздо эффективнее нередко оказываются альтернативные методы, например, метод Айвазовского для тренировки зрительной памяти. Свое название он получил в честь прославленного художника-мариниста.
В соответствии с этим методом необходимо несколько минут внимательно рассматривать тот объект, который нужно запомнить (например, таблицу или новые иностранные слова), а затем, закрыв глаза, постараться воспроизвести его или их как можно более детально и точно. Считается, что регулярное использование метода Айвазовского помогает и лучше понимать материал, и быстрее усваивать новую информацию, а также достаточно легко воспроизводить ее даже по прошествии длительного времени.
Мария Вавилова, академический директор сети билингвальных детских садов и школ Discovery:
“В раннем возрасте у детей лучше всего работают игровые и эмоционально насыщенные методы: дети запоминают яркое, интересное и необычное, а также то, что связано с движением и личными впечатлениями. Именно поэтому упражнения для них должны быть короткими, динамичными и вызывать любопытство, а не ощущение нудной обязанности. Для дошкольников хорошо подходят игры вроде “Что изменилось?” или “Запомни предметы”, когда на стол выкладываются несколько объектов, ребенок смотрит на них несколько секунд и затем пытается вспомнить, что исчезло или в каком порядке предметы лежали. Школьники уже могут справляться с более сложными заданиями. Например, им нравится придумывать истории, связывая несколько разрозненных слов в одну сюжетную линию. Хорошо тренируют память и игры с карточками: например, когда нужно запомнить порядок нескольких открытых карт, а затем найти их в колоде после перемешивания”.


