
Чтобы понимать, как летает самолет, нужно написать систему из огромного количества дифференциальных уравнений. Не потому ли у нас чудовищный провал в гражданской авиации, что нынешние инженеры кое-как учились в школе? И не с капитального ли ремонта системы образования нужно начинать, чтобы этот провал устранить?
Об этом накануне Дня математика aif.ru поговорил с членом-корреспондентом РАН, доктором физ.-мат. наук, математиком в третьем поколении Алексеем Савватеевым.
«Неучи вышли на авансцену истории»
Виталий Цепляев, aif.ru: Алексей, в следующем году «АиФ» планирует выпустить серию материалов, посвященных 35-летию распада СССР. Вы говорите, что Советский союз «грохнуло поколение неучей». И в то же время хвалите советскую систему образования. Нет ли здесь противоречия?
Алексей Савватеев: Ни малейшего. Дело в том, что в Советском Союзе было несколько систем образования. Сначала, в 1920-е годы, стояла задача ликвидации безграмотности, надо было что-то делать с миллионами беспризорников. До нормального образования тогда никому не было дела. Одновременно разные прогрессисты вроде Луначарского пытались применить у нас опыт американских реформ в педагогике. Был в США такой человек по имени Джон Дьюи, который считал, что ребенок сам должен решать, чему ему учиться, и что практика важнее любой теории. Но где-то в начале 1930-х эти эксперименты у нас свернули. Сталину стало ясно, что выпускники «новой школы» к обучению в вузе малопригодны, что инженерная смена, так необходимая для индустриализации страны, не подрастает. Потому что в школе все-таки надо получать фундаментальные знания. И вернулись к модели царской гимназии, распространив ее, грубо говоря, на всю страну. Так начался период расцвета советского образования. Но в годы хрущевской оттепели опять подняли голову какие-то люди, которых при Сталине хорошенько упаковали «под ковер», и опять попытались все реформировать, только уже на новый лад. Мол, все педагоги должны знать теорию на высоком уровне. Учитель, скажем, ведет математику в младших классах, а от него требуют, чтобы он знал матанализ и мог школьнику излагать материал с точки зрения современной науки. А поскольку дети освоить такой сложный материал не могли, то объяснение начали подменять зубрежкой и натаскиванием. Именно тогда стали применять трюк, который широко практикуется сегодня — вместо понимания предмета давать ребенку навыки решения задач. И уже в 1970-х советское образование стало проседать. Старая гвардия, которая еще помнила, как надо учить, постепенно уходила. А молодые педагоги стали приспосабливаться и делать вид, что учат. Вместо заслуженных «двоек» детям ставили «тройки». Из-за пресловутых «кипиаев», введенных тогда, школам стало невыгодно оставлять ученика на второй год — его хоть за уши, но стали дотягивать до выпуска… И вот проходят годы, эти неучи выходят на авансцену истории и говорят: так, мы на халяву получили свои оценки, может, нам и остальное на халяву получить? И вообще, зачем нам нужен этот Советский Союз, в котором работать надо — давайте его на хрен распустим! Это поколение действительно грохнуло СССР, и мы до сих пор пожинаем плоды прихода этого поколения к власти.
— А сегодня неучей становится больше или меньше? Недавно Институт психологии РАН провел опрос, и оказалось: 20% россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, 16% считают, что люди и динозавры жили в одно время. То есть каждый пятый-шестой не знает элементарных вещей. Чем это объяснить?
— Я вам больше скажу: 73% молодежи до 25 лет не знают, куда впадает Волга. Среди людей старшего поколения этого не знают только 18%. Неучей становится так много, что это уже угрожает будущему страны.
«Вопрос — кто быстрее добежит к пропасти»
— Мне-то кажется, что это не только российская проблема, человечество в целом глупеет. В том числе благодаря тому, что за него теперь машины думают.
— Это правда, все страны бегут к пропасти. Вопрос — кто добежит быстрее, и хотим ли мы оказаться в первых рядах.
— Можно ли сказать, что бег к пропасти ускорился, когда вместо того, чтобы читать книжки, люди стали часами просматривать бессмысленные «видосики» в смартфонах и зависать в «чатиках»?
— Все техническое развитие последних 30 лет способствовало оглуплению людей. Вначале были чатики, теперь искусственный интеллект, который выполняет домашние задания за всех нерадивых школьников. Поэтому, когда в школу приходят какие-то прекраснодушные идиоты и начинают рассказывать, как ИИ спасет наше образование, нормальные учителя просто фыркают в ответ и предлагают этим идеалистам хотя бы раз прийти в класс и посмотреть, что там происходит. Мне моя дочь рассказывала: одноклассники просто фотографируют задание, сбрасывают его искусственному интеллекту и через минуту получают правильное решение. Взрослые даже не понимают, какой масштаб приобрело это явление! Все заочные этапы всех олимпиад целиком списываются — просто идет соревнование, у кого лучше искусственный интеллект. Во второй тур выходит не тот, кто больше старается или у кого умнее папа, как это было в прошлом десятилетии, а тот, у кого более дорогая версия какого-нибудь DeepSeak. Кому и зачем это надо? Если мы хотим, чтобы в очный этап прошли способные дети, их должен назначить живой учитель. Нет, от этого мы ушли, потому что все боятся коррупции, какого-то там «необъективного» взгляда. Но к чему пришли? К полному сливу всего и вся! Искусственный интеллект уже нанес школе вред, сопоставимый с последствиями взрыва атомной бомбы в городе. Экономист Александр Аузан недавно сравнил распространение ИИ в школах и вузах с торфяным пожаром, который выжигает всю почву под нашим образованием. Как мы так сможем жить дальше?
— Я знаю, что вы не только к ИИ с недоверием относитесь — у вас даже телефон кнопочный, и об интервью мы договаривались с помощью смсок. А у ваших домочадцев смартфоны имеются?
— Смартфоном я действительно не пользуюсь, но он есть у жены, которая разруливает все эти детские чаты, договаривается, кого куда отвезти. Иначе просто дети не смогли бы ходить на кружки, например. У дочки Светы тоже есть, но она уже в том возрасте, в котором смартфон может принести пользу, а не вред. А младшим мы его пока не даем. Наде, например, 5 лет, она ходит в детский сад — ей смартфон точно не нужен. Но и Юра в 11 лет пользуется для связи с нами кнопочным телефоном.
— Сейчас детям чуть ли не с ясельного возраста родители покупают эту игрушку.
— И это преступление! Пусть потом эти родители не жалуются, что их дети растут «инвалидами головного мозга». Будь моя воля, я бы всем детям до 14 лет запретил пользоваться гаджетами в принципе. И кстати, это очень легко будет проверять. У тебя смартфон? Покажи паспорт. Нет — задержан полицией. Родители платят штраф. Первый раз — 10 тысяч рублей, второй — 100 тысяч. Вот и все! И тогда мы в этой лихорадочной гонке к пропасти спокойно тормознем сзади на опушке.
— Пару лет назад внесли поправку в закон об образовании, запрещающую пользоваться смартфонами на уроках. Но эта норма практически не соблюдается. Тем более, что у учителя нет права гаджет у ученика отобрать.
— В том-то и дело! Получается, мы чего-то хотим от системы образования, которая обложена со всех сторон законами, принятыми еще в 90-е годы, с подачи наших заклятых западных друзей.




