
Сложности с освоением чтения и письма у младших школьников часто являются не следствием лени или невнимательности, а симптомом несформированности высших психических функций. Логопед-нейродефектолог Марина Сорокун пояснила, что за такими проблемами может стоять неразвитость фонематического слуха — способности чётко различать звуки речи, что служит основой для грамотности. Если ребёнок путает парные согласные, например, «б» и «п», ему будет крайне сложно правильно прочитать или записать слово, пишет Пятый канал.
Ещё одной распространённой причиной эксперт назвала слабость мелкой моторики и недостаточное межполушарное взаимодействие. Сорокун объяснила, что письмо — это сложный двигательный акт, требующий отлаженной связи между мозгом и рукой. При её отсутствии рука не успевает за мыслью, что приводит к неровным буквам и быстрой утомляемости. К другим возможным факторам относятся недоразвитие пространственного восприятия, ведущее к «зеркалению» букв, и трудности со звуко-буквенным анализом, когда школьнику сложно складывать звуки в слоги и слова.
Чтобы помочь ребёнку, специалист рекомендует, в первую очередь, создать спокойную обстановку и избегать принудительного переписывания и перечитывания, которое порождает негатив к учёбе. Вместо этого занятия лучше превратить в игру, используя лепку, нанизывание бусин, вырезание и другие упражнения для развития моторики.
Для укрепления фонематического слуха Сорокун советует применять игровые методики, например, предлагать ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав определённый звук в слове, или придумывать слова на заданный звук. Преодолеть трудности с чтением помогает чтение вслух, которое пробуждает интерес к книгам. Начинать эксперт рекомендует с коротких текстов крупным шрифтом, чтобы школьник мог быстро увидеть результат и почувствовать успех, а затем практиковать чтение по очереди с родителем.
Также важно наладить контакт со школьным педагогом и логопедом, чтобы совместно выработать план поддержки. Нейродефектолог подчеркнула, что за проблемами почерка и чтения часто скрываются глубокие причины, и если родители не справляются своими силами, им следует обратиться за консультацией к специалисту для проведения диагностики и составления индивидуальной коррекционной программы



